Ежегодно 31 мая ВОЗ и партнеры отмечают Всемирный день без табака, привлекая внимание к рискам для здоровья, связанным с употреблением табака, и выступая за проведение эффективной политики в целях снижения уровней его потребления. Тема Всемирного дня без табака 2015 г. – «Прекратить незаконную торговлю табачными изделиями».
Незаконная торговля табачными изделиями является серьезной глобальной проблемой во многих отношениях, включая вопросы охраны здоровья, правовые и экономические аспекты, вопросы управления и коррупции.
Масштабы проблемы
Согласно данным исследований, включая информацию, предоставляемую глобальным таможенным сообществом, на долю незаконного рынка табачной продукции может приходиться почти каждая десятая сигарета, потребляемая в мире. По оценкам Европейской комиссии, издержки ЕС и его государств-членов, связанные с незаконной торговлей сигаретами, превышают 10 миллиардов евро в год за счет потерь налоговых и таможенных поступлений.
Незаконная торговля является проблемой не только стран с высоким уровнем доходов; почти все страны во всем мире в той или иной форме затронуты проблемой незаконной торговли. В ответ на угрозу, которую представляет незаконная торговля табачными изделиями, международным сообществом был обсужден и принят в ноябре 2012 года Протокол о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, являющийся первым протоколом к РКБТ ВОЗ.
Цели кампании Всемирного дня без табака 2015 года
• Повысить уровень информированности о вреде для здоровья людей, связанном с незаконной торговлей табачными изделиями, особенно для молодежи и групп населения с низким уровнем дохода, ввиду большей доступности и ценовой приемлемости этой продукции.
• Показать, как незаконная торговля табачными изделиями подрывает достижения и программы в области здравоохранения, меры борьбы против табака, такие как увеличение налогов и цен, графические предупреждения о вреде для здоровья и другие меры.
• Продемонстрировать, как табачная промышленность участвует в незаконной торговле табачными изделиями.
• Особо подчеркнуть, что незаконная торговля табачными изделиями служит средством получения крупной наживы для криминальных групп, используемой для финансирования других видов организованной преступной деятельности, включая наркотики, торговлю людьми и оружием, а также терроризм.
• Содействовать ратификации Протокола о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, присоединению к нему и использованию всеми Сторонами Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) и его скорейшему вступлению в силу путем привлечения к активному участию всех соответствующих заинтересованных сторон.
Ежегодно глобальная табачная эпидемия уносит около 6 миллионов человеческих жизней. Более 600 000 человек из числа этих людей не являются курильщиками и умирают в результате вдыхания вторичного табачного дыма. При бездействии с нашей стороны к 2030 году эпидемия будет ежегодно приводить более чем к 8 миллионам случаев смерти. Более 80% этих предотвратимых случаев смерти будут происходить среди жителей стран с низким и средним уровнем дохода.
Республика Беларусь ратифицировала Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (далее – РКБТ ВОЗ) в 2005 году.
Достигнуты определенные результаты.
Так, запрещено размещение (распространение) рекламы табачных изделий, бесплатное распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий.
Определены требования к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствие с требованиями международных норм.
Запрещена продажа табачных изделий гражданам в возрасте до 18 лет, а также розничная торговля табачными изделиями: в учебных, лечебных, детских культурно-зрелищных и воспитательных учреждениях; в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта и пр.
Запрещено курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели: в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на ряде объектов общественного питания; в помещениях органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта и др.
В соответствии со статьей 17.9. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно запрещено, влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, органов железнодорожного пассажирского автомобильного и городского электрического транспорта, метрополитена.
В соответствии с «Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь», утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2013 г. № 399, не допускается курение в местах общего пользования (на лестничных маршах и площадках, в лифтовых холлах, коридорах и т.п.). На нарушителей работниками организаций жилищно-коммунального хозяйства составляются протоколы об административной ответственности, и на них налагается штраф в размере до тридцати базовых величин.
В целях реализации права органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, на осуществление контроля за соблюдением запрета курения, в 2011 году постановлением Минздрава внесены дополнения и изменения в санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, касающиеся запрещения курения в учреждениях (организациях) здравоохранения, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения, на объектах общественного питания, вокзалах, станциях метрополитена, в вагонах поездов, на судах (в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2002 г. № 28).
Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.04.2011г. № 385 утверждены Концепция реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2011-2015 годы и Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011-2015 годы.
По инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в целях реализации РКБТ ВОЗ в нашей стране неоднократно повышались цены на табачные изделия. Вместе с тем, цена на табачные изделия по-прежнему остается низкой по сравнению с ценой в Европе, России, Украине.
Продолжается целенаправленная работа по созданию территорий, свободных от курения. Определены конкретные учреждения и места массового пребывания населения (парки, скверы, места отдыха, гостиницы, кафе, рестораны, остановки общественного транспорта и другие), как зоны, свободные от табакокурения; создаются новые территории, свободные от курения.
Учитывая высокую эффективность проведения массовых профилактических мероприятий, в республике ежегодно с привлечением всех заинтересованных проводятся акции и дни здоровья, в т.ч. Республиканские антитабачные акции «Беларусь против табака», совместно с Белорусским республиканским союзом молодежи республиканские кампании «Нет курению!», Всемирные дни без табака, некурения, здоровья и т.д. На телеканалах активно транслируется социальная реклама. Показательным стало проведение в нашей стране Чемпионата мира по хоккею без табака – первого спортивного мероприятия мирового масштаба, проведенного в Республике Беларусь как «свободное от табака».
Работа по ужесточению мер, направленных на противодействие потребления табака продолжается, прежде всего, на законодательном уровне. Так, по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 года №28 (вступят в силу с 1 июля 2015 года):
«Запрещается:... при производстве товаров, не являющихся табачными изделиями, имитация внешнего вида и использование наименований табачных изделий в наименованиях таких товаров»;
«Выкладка табачных изделий в витринах, на ином торговом оборудовании. Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания. Может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименований и цены».
Также на Межведомственном совете при Совете Министров Республики Беларусь по инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь рассмотрен вопрос об ограничении (запрещении) изготовления, продажи, распространения электронных сигарет на территории страны.
Кроме того, Министерством здравоохранения Республики Беларусь внесены предложения по изменению и дополнению Закона Республики Беларусь «О рекламе» в части запрета рекламы товаров, сходных с табачными изделиями по наименованию, либо внешнему виду изделия или его потребительской упаковки. Работа над проектом Закона продолжается.
Совет Евразийской экономической комиссии принял технический регламент на табачную продукцию, который вступит в силу в мае 2016 года. Одно из требований данного документа – оформление упаковки табачных изделий. Техрегламентом определено, что на лицевой и оборотной сторонах будут размещены предупреждения о вреде курения, которые включают в себя изображения и текст. Предупреждения будут занимать 50% площади двух сторон упаковки и располагаться на верхней лицевой и нижней обратной сторонах упаковки. Это требование полностью соответствует рекомендациям РКБТ ВОЗ. Сейчас в Республике Беларусь предупреждения на пачке или боксе табачных изделий занимают 30 % каждой из больших сторон пачки (бокса), располагаются в их нижних частях и не содержат изображение.
В соответствие с техрегламентом требуется обязательное нанесение на упаковку информации о содержании в табачном изделии канцерогенных и мутагенных веществ. Сведения на упаковке не должны содержать любой термин, описание или знак, которые создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие. Не допускается нанесение на упаковку количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме, а также информации о том, что потребление данного табачного изделия снижает риск возникновения заболеваний. Кроме того, при реализации сигарет не будет допускаться использование рекламных листов-вкладышей.
Принятый техрегламент не регулирует некурительные табачные изделия. В соответствие с решением Совета ЕЭК подготовлен проект соглашения о запрете некурительных табачных изделий. В нашей стране Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» запрещены производство и оборот некурительных табачных изделий, предназначенных для сосания, изготовленных из табака, извести и другого нетабачного сырья либо частично или полностью изготовленных из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов». Также подготовлен проект формы отчета о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах, реализованных на территории государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в течении отчетного календарного года.
Справочно. Отказ от курения рассматривается как одно из эффективных и перспективных направлений оздоровления населения и увеличения продолжительности жизни. Проведенная в стране работа позволила достичь:
снижения на 11,1% доли курящего населения в возрасте 16 лет и старше за период с 2001 по 2012 годы с 41,6% до 30,5% соответственно;
снижения доли курящих как среди мужчин (с 64,1% в 2001 году до 46,8% в 2012 году), так и среди женщин (с 5,4% с 21,4% в 2009 до 16,2% в 2012 году;
снижения количества лиц, подвергающихся пассивному курению за период 2010-2012г.г.: доля тех, кому приходится часто находиться рядом с курящими дома, снизилась на 7,8%; в гостях, у друзей – на 13,2%; на работе/учебе – 14,9%; на остановках общественного транспорта – на 3,6%; в парках, скверах – на 5,5%; в кафе, барах – на 4,2%;
осознания в обществе необходимости принятия различных мер, направленных на сокращение курения – доля тех, кто не одобряет курение в подъездах и на лестничных клетках жилых домов, увеличилась на 7,9% (с 68,2% в 2010 году до 76,7% в 2012 году); доля тех, кто не одобряет курение на рабочих местах – на 14% (с 54,2% в 2010 до 68,2% в 2012 году); доля тех, кто не одобряет курение на остановках общественного транспорта – на 10,8% (с 52,1% в 2010 году до 62,9% в 2012 году); не одобряют курение в парках, скверах, местах отдыха 64,5% опрошенных, что на 15,4% больше чем в 2010 году; более половины опрошенных (57,8%) полагают, что есть необходимость в дальнейшем ужесточении мер по борьбе с курением.
Вышеизложенное свидетельствует об эффективности деятельности по борьбе с потреблением табака, благодаря которой распространенность табакокурения среди населения в целом стабилизирована.
Однако актуальность проблемы сохраняется. Поэтому первоочередной задачей является разработка и принятие Закона Республики Беларусь «О защите здоровья населения от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма». Министерством здравоохранения Республики Беларусь уже разработан проект закона, который одобрен экспертами ВОЗ. Министерство здравоохранения Республики Беларусь настойчиво инициирует принятие данного закона перед Советом Министров Республики Беларусь.
Подготовлено заведующим отделом общественного здоровья ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» О.В.Бартман