О центре

Доклад министра здравоохранения Республики Беларусь В.И. Жарко на Европейской конференции ВОЗ

Доклад министра здравоохранения Республики Беларусь В.И. Жарко на Европейской конференции ВОЗ

На сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь <http://minzdrav.gov.by/ru/news?id=1145> опубликован доклад министра здравоохранения Республики Беларусь В.И. Жарко на Европейской конференции ВОЗ

Укрепление здоровья нации: достижения, проблемы, перспективы

26.10.2015

Доклад министра здравоохранения Республики Беларусь Василия Жарко на Европейской конференции ВОЗ

Здоровье человека является величайшим благом, естественной, абсолютной и непреходящей ценностью, которая определяет социально-экономическое развитие страны. С другой стороны, здоровье — самое дорогое, что есть у каждого из нас, это личный ресурс, капитал человека, независимо от возраста, пола, места жительства. Руководство всех государств занимается проблемами демографической безопасности, улучшения здоровья населения и, как следствие, необходимостью принятия широкомасштабных мер в решении этих проблем.

Сегодня мы солидарны в главном — формирование стратегии по сохранению и укреплению здоровья наших граждан должно идти через создание единой профилактической среды и поддержки здоровья на всех этапах жизни человека.

Беларусь — одна из немногих стран Европейского региона, где сохранена бюджетная система финансирования здравоохранения.

Общая сумма расходов на здравоохранение в республике составляет около 5,7% ВВП, при этом государство обеспечивает основную долю расходов — 72%.

Модель финансирования белорусской системы здравоохранения подтвердила свою эффективность, обеспечив динамическое развитие, равнодоступность всем слоям населения, ориентированность на пациента.

Достижения — ступени совершенствования

В 2013 году ВОЗ констатировала достижение Беларусью Целей развития тысячелетия (сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией, туберкулезом).
Мы лидируем среди стран СНГ по темпам снижения распространенности ВИЧ/СПИДа и охвату антиретровирусной терапией.

По темпу снижения заболеваемости туберкулезом мы опережаем Финляндию, Швейцарию, Австрию, Норвегию.

При этом особо пристальное внимание в области государственной политики и поддержки направлено на консолидацию усилий по охране здоровья матери и ребенка, созданию условий для рождения здоровых детей, их развития.

Это именно те жизненно важные точки, которые определяют наши инвестиции в общество будущего. Система охраны здоровья матери и ребенка в нашей стране является одним из самых ярких социальных достижений.

По доступу к услугам по охране репродуктивного здоровья Беларусь на уровне Франции, Финляндии, Люксембурга; входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности, принятию родов квалифицированным медперсоналом.

По интегральному показателю младенческой и материнской смертности мы занимаем 4-е место в мире.
Эти успехи стали возможными благодаря поддержке Президента, созданию четырехуровневой системы перинатальной помощи.

Ее основной принцип — оказание медпомощи беременной и новорожденному на том уровне, где созданы условия для максимального сохранения жизни и здоровья.

Сегодня с помощью новейших технологий мы выхаживаем новорожденных весом от 500 до 1 000 г.
Выживаемость детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, достигла 82%.
И актуальным становится не только сам факт предотвращения смертности новорожденных, но и качество их дальнейшей жизни.

Параллельно было реализовано организационное, научное и практическое сопровождение службы охраны здоровья матери и ребенка, начиная с предгравидарного периода, которое включало:

  • обеспечение медицинских и медико-социальных программ в области охраны материнства, детства;
  • создание службы планирования семьи, медико-генетического консультирования; своевременной диагностики врожденных пороков развития;
  • совершенствование мероприятий по оказанию базовой и высокотехнологичных видов медпомощи — с использованием сложных и уникальных технологий.

Нам удалось добиться доступности медпомощи высокого качества для женщин и детей, взять под контроль и наблюдение всех беременных, обеспечить 100% родовспоможение квалифицированным персоналом.

Сегодня Беларусь занимает 26-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран. Кроме того, в республике всеобщий доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья (страна превышает на 5% необходимый 90%-й порог).

Охват детей профилактическими прививками в отношении инфекций, входящих в программу иммунизации, составляет 98–99%.

Однако современные достижения — это только ступень для совершенствования системы охраны здоровья матери и ребенка.

Мы должны сохранить здоровье детей, создав четкую преемственность оздоровительных, профилактических, лечебных, образовательных мероприятий на всех этапах развития.

В системе дошкольных учреждений приоритетами для нас являются создание здоровой развивающей среды, формирование у детей начал компетентности в укреплении здоровья.

С этой целью разработаны научно обоснованные гигиенические требования к организации процесса воспитания, развития, питания, требования к освещенности, оборудованию и др.

Растет количество т. н. школьных болезней — органов пищеварения, нервной системы, снижение зрения, нарушение осанки, что закладывает основу для возникновения неинфекционных заболеваний.

Если к началу обучения в школе доля практически здоровых детей составляет 90%, то к концу обучения она снижается до 80%.

СПРАВОЧНО
За школьные годы удельный вес детей со снижением остроты зрения увеличивается почти в 2,5 раза (с 6,5% в 6 лет до 16,2% к 15–17 годам).
Значителен рост сколиоза:
0,7% случаев у 6-летних;
6,0% — у 15–17-летних.

При тесном сотрудничестве с Министерством образования разработана система мониторинга здоровья школьников (школьная нагрузка, питание, условия труда и отдыха), которая позволила создать в учреждениях образования здоровьесберегающую среду.

Мы работаем над решением проблемы рискованного поведения подростков, которое приводит к ИППП, психическим расстройствам, употреблению алкоголя, формированию табако- и наркозависимости и, как следствие, к ухудшению репродуктивного и сексуального здоровья.

При поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда народонаселения ООН (ЮНФПА) в стране работают 47 Центров здоровья подростков и молодежи, где на доверительной основе любой подросток, молодой человек может получить индивидуальную консультативную помощь, да и просто рассказать о своих трудностях. Во всех детских поликлиниках функционирует телефон доверия.

Очень серьезная проблема — гибель детей от внешних причин. От утоплений, травм при ДТП, пожаров, случайных отравлений, самоубийств погибает до 15% детей от всех умерших в возрасте до 5 лет и до 70,8% молодых людей 15–19 лет.

По инициативе Минздрава создан межведомственный Координационный совет по профилактике детского травматизма. При поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) реализуется межведомственный проект «Профилактика детского травматизма».

СПРАВОЧНО
Совместные мероприятия только за 2014 год позволили снизить показатель детской смертности от внешних причин на 11,8% — до 11,2 на 100 тысяч детского населения.

У нас в республике вопросы социальной и медицинской защищенности детей, находящихся в социально-опасном положении и неблагополучных семьях, — на жестком контроле государства.

Таким образом, в стране реализуется Национальная политика, охватывающая все этапы становления ребенка — от рождения до выхода во взрослую жизнь!

Уход от депопуляции

Для Беларуси характерным был процесс депопуляции: с 1993 года смертность устойчиво превышает рождаемость. Только в 2014 году мы вышли на смыкание «демографических ножниц». 

СПРАВОЧНО
С 1991 года население сократилось на 7,5%.
В последние годы наметилась тенденция увеличения рождаемости (2010 г. — 11,4 на 1 тысячу населения; 2014 г. — 12,5) и снижения общей смертности (2010 г. — 14,4 на 1 тысячу населения; 2014 г. — 12,8). За 2014 год естественная убыль населения уменьшилась до –0,3.


Отмечается неуклонный рост числа жителей старших возрастных групп. Накопление у них хронической патологии, с одной стороны, требует увеличения объемов медпомощи, а с другой — развития медико-социальной, социальной помощи и длительного ухода.

СПРАВОЧНО
В 1991 году в общей численности населения удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составлял 24,5%, лиц трудоспособного возраста — 56%, старше трудоспособного — 19,5%. В 2014 году — соответственно 17%; 58,4%; 24,4%.

Данные процессы сопровождаются ростом неинфекционных заболеваний (НИЗ) — систем кровообращения, эндокринной; онкологических, органов дыхания. На долю НИЗ приходится около 90% всех смертей и 77% бремени болезней.

 Неинфекционный вектор

Неинфекционные заболевания — основная причина «сверхсмертности» мужчин трудоспособного возраста в республике.

СПРАВОЧНО
Смертность от БСК в трудоспособном возрасте у мужчин почти в 6 раз выше, в т. ч. от инфаркта миокарда — более чем в 20 раз; от рака — более чем в 2 раза, от внешних причин — в 5,9 раза.

НИЗ не только определяют уровень смертности населения республики и являются основной причиной инвалидности трудоспособного населения, но и играют главенствующую роль в снижении продолжительности жизни.

На протяжении ряда лет мы повышали доступность и качество медпомощи, укрепляли материально-техническую базу, улучшали кадровую ситуацию, структуру управления, финансирования здравоохранения.
Основное внимание было направлено на лечебно-диагностические вмешательства.

Но недооценили вопросы первичной профилактики, предупреждения развития распространенных НИЗ. И сегодня борьба с факторами риска НИЗ для Беларуси является весьма актуальной, их уровень распространенности достаточно высок:

  • курит более 30% населения;
  • распространенность АГ составляет свыше 40% у мужчин и 38% у женщин; 
  • гиперхолестеринемия — у половины мужчин и трети женщин трудоспособного возраста;
  • недостаточная физическая активность имеет место у 24% населения.

Антитабачные меры

Для снижения потребления табачных изделий, профилактики курения в стране (в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, которую республика ратифицировала одной из первых среди стран постсоветского пространства — в 2005 году), сделано немало:

  • введен запрет на рекламу табачных изделий;
  • определены требования к упаковке и маркировке табачных изделий в соответствии с требованиями международных норм;
  • запрещена продажа табачных изделий гражданам в возрасте до 18 лет, а также розничная торговля табачными изделиями в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта и пр.;
  • проводится работа по созданию территорий, свободных от курения;
  • запрещено курение в учреждениях здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли; на ряде объектов общественного питания; на всех видах вокзалов, во всех видах общественного транс­порта;
  • разработаны и реализуются нормативные и инструктивные документы:

- Концепция реализации государственной политики противодействия потреблению табака на 2011–2015 годы;
- Комплексный план мероприятий по борьбе против табакокурения на 2011–2015 годы;
- план реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака;
- Комплексная программа борьбы против табака, разработанная в рамках выполнения Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь.


Одним из важных мероприятий по борьбе против табака стало объявление чемпионата мира по хоккею, который состоялся в Минске в 2014 году, зоной, свободной от табачного дыма.

Индикатором проводимой работы является снижение за 10 лет в 3,5 раза числа курящих школьников 13–15 лет и на 11% — доли курящих в возрасте 16 лет и старше; более половины курящих (55,6%) хотели бы избавиться от зависимости.

Разработан и в ближайшее время будет принят Декрет Президента по ужесточению мер, направленных на запрет курения.

За единую профилактическую среду

В республике одним из основных факторов риска, наносящих значительный удар по человеческим ресурсам, остается алкоголь. Прилагается много усилий, чтобы переломить ситуацию:

  • повсеместно запрещена реклама алкогольной продукции; реклама пива сведена до минимума и разрешена на телевидении только после 22 часов; 
  • значительно расширен перечень мест, где запрещена розничная торговля алкогольными напитками;
  • только в течение прошлого года ставки акцизов на алкогольные напитки увеличены по сравнению с уровнем 2013 года до 36,1%;
  • в 2013 году впервые в республике начата реализация проекта «Здоровый город» (Горки), прорабатывается вопрос о возможности его вступления в Европейскую сеть «Здоровые города».